Место полевой практики в процессе социализации студентов-биологов: теоретический анализ

Дударь А.И., Хусяинов Т.М.

Аннотация

Данная работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках проекта №14-33-01001 «Габитус факультета» и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)». В работе рассматривается роль полевой практики студентов-биологов на процесс социализации и формирование личности. Несмотря на быстро растущее в современной науке количество исследований молодёжной среди в целом, и студенчества в частности, как эмпирическая, так и теоретическая проработка проблемы на данный момент недостаточна. В работе обсуждаются те основания, которые обуславливают специфику процесса социализации в ходе полевой практики, на примере студентов-биологов. В качестве методов данного исследования выступили теоретический анализ российской социологической, педагогической и психологической научной литературы. Данная работа рассматривает основные теоретические основы процесса социализации студентов-биологов в ходе полевой практики. В ходе исследования было установлено, что прохождение полевой практики студентами-биологами существенно влияет на социализацию, социальную адаптацию, развитие межличностной коммуникации, а также формирование особого «Габитуса факультета» в целом.

Ключевые слова

Социализация молодёжи, Социализация студентов, Современная молодёжь, Теоретические подходы, Студент-биолог, Полевая практика, Габитус факультета, Социализация, Среда университета, Процесс социализации

Список используемой литературы

  1. Сударенко А.А., Климова Т.В. Социализация студентов по средствам эстетизации предметно-пространственной среды университета. URL: rae.ru/forum2012/pdf/1750.pdf
  2. Макарова С.Н. Успешная профессиональная социализация: основные подходы к исследованию. URL: http://www.lib.csu.ru/vch/095/145.pdf
  3. Бурдье П. Система образования и система мышления // Высшее образование в России. 1997. №2. С.119‐126.
  4. Дюркгейм Э. Социология образования / пер. с фр. М.: Интор. 1996. 80 с.
  5. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М. 1994.
  6. Гершунский Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? // Педагогика. №10. 2001. С. 3-12.
  7. Степашко Л.А. Философия и история образования. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. 2003
  8. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М.: ИНФРА-М. 2003. 381 с.
  9. Филиппов Ф. Р. Социология образования // Социологические исследования. 1994. №8‐9. С.62‐70.
  10. Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л.: Наука. 1973.
  11. Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М. 1970.
  12. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России; Учебное пособие. СПб.: СПбГУ. 2000.
  13. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М. 1988.
  14. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социокультурный механизм формирования отношения молодежи к образованию // Социологические исследования. 2013. №1. С.78-90.
  15. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М.: Наука. 1977.
  16. Василенко О.В. Социализация студенческой молодежи в образовательном процессе (социально-философский аспект исследования): дис. … канд. филос. наук. Чебоксары, 2003. 152 с.
  17. Усынина, Н.И. Высшая школа как важный агент в социализации молодёжи [Текст] / Н.И. Усынина // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. №3. С. 95-98.
  18. Фалеева Л.В. Вузовская социализация студентов (подходы, структура, факторы, механизмы) // Теория и практика общественного развития. 2013. №6. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/6/pedagogika/faleeva.pdf
  19. Маштакова А.Ю., Хусяинов Т.М. Теоретический анализ факторов успешной социализации студентов современного вуза // Сборник Тезисов 3‐й Всероссийской Интернет‐конференции «Грани науки 2014» / Отв. ред. А.В. Герасимов. [Электронный ресурс] Казань.: Изд‐во КФУ, 2014. 1 электрон. опт. диск (CD‐ROM); 12 см. С. 184-185.
  20. Молодин В.И., Скобелев С.Г. Характер участия студентов в археологических разведках в ходе полевой практики (по опыту совместной деятельности Новосибирского государственного университета и Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2011. Т. 10. №5. С. 6-15.
  21. Дмитриева Л.В., Тихомиров С.А. Полевая практика в профессиональном становлении студентов-культурологов // Вопросы культурологии. 2011. №7. С. 54-62.
  22. Трубинский В.И. Ещё раз о значимости диалектической полевой практики студентов-филологов // Северные говоры. 2008.-№9. С. 156-158.
  23. Зимина Е.В., Кукушкин И.А. Методика изучения темы «Рост и развитие растений» на полевой практике по физиологии растений // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2014. №4. С. 7-18.
  24. Викторов В.П., Пятунина С.К. Биологическое образование в условиях перехода на стандарты III поколения // Сибирский педагогический журнал. 2013. №4. С. 147-151.
  25. Кладова Н.В., Хусяинов Т.М. Проблемы и преимущества выпускников вузов на российском рынке труда // Молодежь в меняющемся мире. Материалы V Региональная научно-практической конференции молодых ученых 13.03.2014 / Под ред. Перескоковой М.С., Никитиной Е.Н., Шиховой О.Н., Павленко Е.В. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. пед. ун-та. 2014. С. 176-179.
  26. Сафонова М.А. «Каждый должен побыть иногородним» (образовательная миграция: освоение нового социального пространства) // Вестник Евразии. 2003. №3. С. 177-197.
  27. Гордашников В.А., Осин А.Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа: монография. Издательство «Академия Естествознания». 2009. URL: http://www.rae.ru/monographs/77-2825
  28. Дятлова К.Д., Швец И.М. Оценочные средства для мониторинга сформировнности биоэтических отношений студентов биологических факультетов университетов // Методики и технологии обеспечения и оценки качества образования (Киев, 26-28 июня 2013 г.): сборник материалов международной научной конференции. Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов. 2013. С. 16-22.
  29. Швец И.М., Несговорова Н.П., Савельев В.Г. Отношение студентов разных направлений и университетов к формированию экологической компетенции // Вестник Нижегородского универистета им. Н.И. Лобачевского. 2013. №3-1. С. 19-25.
  30. Москвина Н.Б. Адаптация первокурсников в ВУЗе: модель психолого-педагогического сопровождения // Педагогическое образование и наука. 2009. №12. С. 73-78.
  31. Кладова Н.В., Хусяинов Т.М. Влияние образовательной среды университета на развитие лидерских качеств студентов // Формирование солидарного общества в регионе: сборник научных трудов.-Ульяновск: УлГТУ.-2014.-С. 90-93.
  32. Горшкова Т.А., Рассказова М.М., Амосова Н.В., Павлова Н.Н., Латынова Н.Е. Учебно-полевая практика как средство активизации познавательной активности студентов-биологов // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. 2012. Том 14. №5-1. С. 267.
  33. Кладкин Н.Н. Физическая подготовка студентов геологических специальностей в условиях полевых практик // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №69. С. 397-403.
  34. Саввина О.В. Миссия университета // NB: Педагогика и просвещение. — 2012.-№ 2.-С.155-179. DOI: 10.7256/2306-4188.2012.2.480. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_480.html
  35. Щупленков О.В. Молодое поколение: социально-философский аспект в исследовании // NB: Педагогика и просвещение. — 2013.-№ 2.-С.58-114. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.2.521. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_521.html
  36. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Проблема трансформации ценности образования молодым поколением // NB: Педагогика и просвещение. — 2013.-№ 1.-С.44-105. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.1.656. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_656.htm
  37. О. И. Маховская Идентичность и сценарии социализации: опыт детей постсоветских эмигрантов в США. // Психология и Психотехника. — 2010. — 11. — C. 77 — 92.
  38. Власова Г.И. Теоретические основы социализации младших школьников в условиях функционирования современных социальных институтов // Психология и Психотехника. — 2014. — 4. — C. 421 — 427. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.4.11503.
  39. Гуляихин В.Н. Правовое воспитание человека как процесс формирования ценностно-смыслового компонента правосознания // NB: Вопросы права и политики. — 2014. — 8. — C. 60 — 79. DOI: 10.7256/2305-9699.2014.8.12808. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_12808.html

Библиографическая ссылка

Дударь А.И., Хусяинов Т.М. Место полевой практики в процессе социализации студентов-биологов: теоретический анализ // Современное образование. — 2015. — № 1. — С.143-150. DOI: 10.7256/2409-8736.2015.1.13500. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_13500.html


Ссылка на статью   /   Ссылка на журнал / Scholar.ru / Academia.edu / ResearchGate.net / Scholar Google / Elibrary.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *